Flight TV - Выпуск 72




В третий раз! Михаил Мамистов стал чемпионом WAC2017 Unlimited
Очередные аннулирования. 10 выпускников Челябинского училища подали иск к Росавиации.
Праздник АОН. В Орловке прошёл крупнейший в 2017 году авиафестиваль в окрестностях Москвы.
Скоростной круизник. Специальный репортаж о новом российском самолёте АКМ-5.

Текстовая версия выпуска


Вы смотрите 72 выпуск FlightTV –народной телепрограммы о малой авиации. В студии как всегда Александр Швыдкин, здравствуйте!

Новости авиации!


В ЮАР в Малелане прошёл чемпионат мира по высшему пилотажу WAC2017 в классе анлимитед. В соревнованиях участвовало 36 спортсменов из 12 стран, и сильнейшим среди них стал Михаил Мамистов с достаточно большим отрывом от серебряного призёра в 467 очков. Трое наших других спортсменов Владимир Гавриленко, Олег Шполянский и Александр Кротов заняли 14, 15 и 28 места, и в итоге в командном зачёте россияне оказались на втором месте из четырёх участвовавших в зачёте команд.



10 выпускников Челябинского лётного училища подали коллективный иск в Бабушкинский суд Москвы, требуя отменить приказ об аннулировании пилотских. Начиная с июля этого года у почти пятидесяти  пилотов, окончивших училище «Челавиа», без суда отняли возможность летать иначе как пассажирами. Формулировка приказа - "предоставление недостоверных сведений". При этом ни одному из них не предъявляли никаких претензий во время учебы, и конкретных фактов, что у них недостоверный налёт или недослушанная программа, Росавиация пока не предоставила.



На аэродроме Орловка в Тверской области прошёл крупнейший этом году в Подмосковье авиационный фестиваль. Да, вы не ослышались – Орловка хоть и находится в Тверской области, но рядом с московской и большинство частных пилотов привычно воспринимает аэродром как подмосковный. Итак, что там было – наш репортаж.

Среднестатистическому частному пилоту Орловка известна как аэродром, где базируются Ил-14, живёт медведь Мансур, а также работает ближайший к Москве из оставшихся авиационных учебных центров – Небосвод-авиа. А ещё там уже не первый год организовывают авиационные праздники, откуда никто не улетает и не уезжает недовольным.

Илез Илиев, старший инженер аэродрома «Орловка», соорганизатор праздника

Секрет хорошего праздника – это просто огромнейшее желание провести хорошо время. Вы же видели, мы не закладывали никакие там ААААА, у нас что-то будет. Мы позвали ребят, всем сказали – ребята, прилетайте, всем рады, чем сможем, накормим, что сможем – покажем. Хорошая погода миллион на миллион, вся техника полетала, ни одного инцидента, и все довольны – вот это самое главное!

В тот солнечный день на Орловке было примерно 5000 зрителей, которых собрали через соцсети и сарафанное радио, а также через рекламу в газетах окрестных городов. Вход на авиашоу организаторы в этом году сделали платным, но за умеренную сумму в 100 рублей, и детям до 14 бесплатно. В этом году там было много развлечений от шашлыков и батутов до концертов и розыгрышей, но главными всё-таки были самолёты и пилоты

Илез Илиев, старший инженер аэродрома «Орловка», соорганизатор праздника

Самая главная фишка праздика – это приехавшие и прилетевшие сюда люди. Особенно те люди, которые своим старанием развивают легкомоторную авиацию.

На авиашоу в Орловку прилетело в гости 35 бортов, многие из которых вместе с местными самолётами выступали в одиночных и групповых вылетах – от беззвучного пилотажа Алексея Бирюкова на Бланике до реактивного рёва элок. Парашютисты, частный Л-39 из Вязьмы, пилотаж RV-7 в паре с балериной Екатериной Ворониной – чтобы рассказать обо всех выступавших на этом двухчасовом авиашоу, нужно не меньше часа времени. Поэтому пробежимся кратко по наиболее запомнившимся выступлениям.

Большой интерес как у зрителей, так и у авиаторов вызвал собранный десять лет назад У-2. Всё в нём, кроме деревянных деталей и перкали – аутентичное, даже двигатель М-11Д настоящий.

Александр Курылёв, частный пилот

Все металлические части, включая двигатель, 40х годов. Двигатель 39 года, причём он новый, 39 года, мы его нашли в Туруханске, купили. Этот самолёт принял участие в трёх фильмах, такие фильмы как «Ржев», «Чкалов», принял участие в двух массах и в авиашоу в Арабских эмиратах.

Этот У-2 построен по чертежам 1936 года по классической схеме. И хотя по сегодняшним меркам он выглядит игрушечным, задачи выполнял серьёзные. Достаточно лишь сказать, что у этого самолёта было девять модификаций – штурмовик, бомбардировщик, самолёт связи, гидросамолёт, вДОСААФ и училищах был летающей партой, выполнял сельскохозяйственные и санитарные задачи. Даже был трёхместный пассажирский По-2 для Аэрофлота, а в годы войны он поднимал до семи человек.

Александр Курылёв, частный пилот

Были модификации, когда были гондолы, устанавливались на нижние крылья, и в гондолы двое раненых умещалось, и ещё в кузов двое носилок – то есть По-2 зараз поднимал шесть раненых бойцов. Во время ночных бомбардировок этот По-2 показал выдающиеся способности по сравнению с другими бомбардировщиками, потому что он за один рейс поднимал 500 килограммов бомб, а за ночь ночные женские и мужские полки выполняли от 5 до 8 рейсов.

В 1943 году после смерти создателя самолёта Поликарпова году Сталин подписал приказ переименовать все У-2 в По-2. Сейчас в России летает четыре По-2, и из них только два аутентичных. Что достаточно странно, учитывая, что с 27 по 54 годы было построено только официально почти 40.000 таких самолётов.

Если По-2 притягивал взгляды в основном на земле, то в небе фаворитом этого, да и многих других авиашоу, был «Первый полёт». Созданная в 2009 году пилотажная группа провела за девять лет больше сотни выступлений. И это не одна какая-то устоявшаяся программа – их несколько, разной продолжительности, и каждый сезон в них вносятся новые элементы. Но всех объединяет общее правило - тренировка перед каждым выступлением.

Дмитрий Самохвалов, руководитель пилотажной группы «Первый полёт»

Программы разные бывают с 5-6 самолётами, во вторых перерывы. Понятно, что если три выступления в течение двух дней, то тренировка одна, но тренировка нужна. Это не только вспомнить программу – тренировка это же отработка безопасности, какой-то тренаж. Дополнительный запас прочности.

Выступление Ил-14 организаторы поставили последним, и не все посетители авиашоу и даже пилоты увидели полёт этого самого большого самолёта из летающих в российской частной авиации. Хотя к Ил-14 понятие «частный» не очень подходит – это проект общественный и поддерживается на личные деньги и взносы любителей авиации.

Матвей Домченков, член команды по реставрации Ил-14

Нам уже помогают несколько тысяч, и мы им благодарны, и по возможности мы им отвечаем, указываем их имена в наших бюллетенях, и можем отправлять там небольшие открытки или сувениры. Средства приходят из самых различных источников, это и компании, и частные пожертвования. Мы любой рады сумме. 100 рублей – и мы рады будем. Даже если нам бензина привезут – мы тем более будем рады, потому что мы можем полетать и порадовать вас.

Несмотря на то, что оба Ил-14 – и «Пингвин» и «Голубая мечта» находятся в лётном состоянии, работы по двигателям и основным узлам и агрегатам там хватит на несколько лет вперёд. Обоими самолётами занимается примерно пятнадцать активных участников, которые постоянно что-то делают руками, и 20-30 человек из группы поддержки – привозят запчасти и помогают техникам. И как уже говорилось выше, сотни людей поддерживают проект восстановления Ил-14 материальной помощью. Так, например, идейный вдохновитель ОДВФ Олег Бондарев привёз для Ил-14 авиационное масло.

Олег Бондарев, руководитель ОДВФ

Сохранение именно таких типов, раритетов – это очень серьёзная задача, и мы считаем своим долгов участвовать в таких проектах. В данном случае Ил-14, который базируется на Орловке, мы взяли на довольствие, масляное довольствие – можно сказать и так. Решаем вопрос поставки смазочных материалов. Считаем, что это наш вклад, который мы должны сделать в этот проект.

После полёта Ил-14 авиационная часть праздника на Орловке закончилась. А нам остаётся только пожелать, чтобы этот последний большой авиационный праздник уходящего года был не последним в авиации общего назначения, и чтобы во всей АОН было, как в тот летний день на Орловке, безоблачное голубое небо.



А на утро после авиашоу в Орловке наш основной корреспондент Евгений Максимов и бессменный оператор Игнат Соловей улетели из Тверской области в Нижегородскую, на аэродром Богородск. Поводом для съёмки послужила презентация российского самолёта АКМ-5 потенциальным покупателям.

АКМ в названии самолёта расшифровывается как «авиаконструкторская мастерская», а пять – это на самом деле пятая по счёту разработка пермской компании. Основанная в 2011 году, АКМ-авиа производит аэротрубы и беспилотные летательные аппараты, разработала одноместный АКМ-3, и сейчас приступила к производству АКМ-5 – скоростного самолёта для дальних маршрутных полётов. Его лётно-технические характеристики позволяют пилоту с попутчиком пролететь на крейсерской скорости 230 километров в час за один день до двух тысяч километров – расстояние, немыслимое для автомобилистов, но нормальное для авиации.

В АКМ-5 установлен проверенный миллионами часов налёта на тысячах самых разных самолётов двигатель «Ротакс-912», который расходует 17 литров автомобильного бензина на час крейсерского полёта, что с баками в 100 литров позволяет АКМ-5 пролететь без дозаправки до 1000 километров. В управлении самолёт также не имеет особенностей, кроме одной, удобной для дальних перелётов.

Юрий Пичугин, пилот-эксперт

Самолёт на больших скоростях становится более чувствительный на ручке и достаточно быстро откликается, а на малых скоростях расходы ручки становятся просто немного больше. И поэтому это особенность самолёта – нужно уметь летать и на малых скоростях, и на больших. Сидишь спокойно, комфортно, одними пальчиками управляешь, не надо рукой водить. Это нормально.

Сидеть в кабине АКМ-5 действительно комфортно. Хотя внешне самолёт совсем не выглядит большим, ширина его кабины в локтях – 118 сантиметров, как у цессны 182. Два человека весом более 100 килограммов каждый могут спокойно взять термос, к примеру, налить чай или кофе, перекусить, не задевая друг друга. А анатомическое сиденье предусмотрено специально для многочасовых перелётов. Пассажир во время путешествия может спокойно пользоваться ноутбуком, работая или просматривая фильм, да и от пилота на эшелоне требуется только смотреть за приборами и вести радиосвязь.

Юрий Пичугин, пилот-эксперт

На 250 нет даже отдачи на ручку. На некоторых самолётах на большой скорости начинается отдача на ручку, и на ноги отдаёт. Здесь стоят весовые компенсаторы, и не по элеронам, ни по рулю высоты, ни по рулю направления никакой отдачи нет и вообще даже не замечаешь. Можно отпустить всё, бросить, и он совершенно стабильно летит.

Скоростной самолёт для круизных перелётов выпускают многие зарубежные производители, но у АКМ-5 по сравнению с одноклассниками при относительно равнозначных характеристиках есть сильное преимущество – цена. Самолёт с парашютной спассистемой, с обогревом кабины и карбюраторов стоит три миллиона триста тысяч рублей, и его вполне могут позволить себе как транспортное средство компании и представители среднего класса, которые часто летают в командировки.

Для тех, кто готов собрать самолёт самостоятельно, АКМ-авиа готово продать кит-набор за миллион триста тысяч. Кит-набор – это планер самолёта без двигателя, без приборов и электроники, без отделки и окраски, где требуется самому приобрести и установить двигатель, приборы, а также собрать управление.

Шасси у АКМ-5 неубираемые, с управляемой носовой опорой маятниковой конструкции. В среде пилотов встречается мнение, что для скоростных самолётов лучше убираемое шасси, но главный конструктор самолёта и директор компании Роман Плетнёв так не считает.

 

Роман Плетнёв, главный конструктор АКМ-5

Нет никакой необходимости ни с точки зрения эксплуатации, ни с точки зрения его безопасности. Он становится более сложным, более требовательным в обслуживании, а эти самолёты зачастую или даже как правило покупают пилоты выходного дня со всеми вытекающими последствиями. И соотвественно чем самолёт проще и надёжнее, тем лучше и для пилота, и для производителя.

Комфортность, простота и надёжность – это три главных идеи проектирования АКМ. Самолёту со стандартной загрузкой ¾ от максимальной требуется 120 метров на разбег и пробег, и ему достаточно любого аэродрома или ровной полосы длиной от 400 метров. Надёжность обеспечивается и обязательным наличием спассистемы, и его полётными характеристиками. Например, у него безопасное сваливание.

Роман Плетнёв, главный конструктор АКМ-5

На срывных режимах самолёт даёт небольшую тряску на ручку управления, поэтому никаких неожиданных сюрпризов он в этом плане не преподносит, но надо сказать, что к его особенностям относится очень такой безопасный характер сваливания – он не сваливается на крыло, он просто парашютирует, начинает плавно терять высоту, просаживается.

От предыдущего АКМ-5, выпущенного в прошлом году, на этой модификации поставили щелевые закрылки, что улучшило взлётно-посадочные характеристики, доработали организацию воздушных потоков в подкапотном пространстве, поставили винт изменяемого шага с автоматом постоянных оборотов и в скором времени планируют доработать автопилот.

Если вы задумались о том, чтобы купить себе самолёт, АКМ-5 доступен для тестовых полётов. Самолёт, который стал героем этого репортажа, с винтом изменяемого шага и стосильным ротаксом, можно забрать хоть завтра за три миллиона восемьсот тысяч рублей. С более подробной информацией по нему можно ознакомиться на сайте производителя akm-avia.ru Если вы ещё не авиатор, подумайте над этим – летать это и удобно с точки экономии времени, и просто удобно.

Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlightTV

Наш выпуск подошёл к концу, но прежде чем попрощаться, я хочу напомнить, что FlightTV – единственная в России телепрограмма, целиком и полностью посвящённая малой авиации. Поэтому если вам есть что рассказать о себе и своих товарах и услугах для авиации – обращайтесь к нам. Также напоминаю, что мы возобновили выпуски FlightTV на английском языке для зарубежной аудитории. Поэтому не упускайте возможность донести информацию до своих потенциальных покупателей и потребителей. В студии был Александр Швыдкин, увидимся!