Flight TV - Выпуск 65




Финальная навигация. Заключительный день 52 чемпионата России по вертолётному спорту.

Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! В 65 выпуске FlightTV смотрите отчёт о третьем дне соревнований 52 дню чемпионата России по вертолётному спорту. Спонсор нашего выпуска – Федерация Вертолётного спорта России, в студии Александр Швыдкин.

В третий день 52 чемпионата России по вертолётному спорту было только одно упражнение – навигация, самое сложное из четырёх разыгрываемых на соревнованиях по вертолётному спорту. На нём можно потерять очков больше, чем на любом другом, и бывали такие случаи, когда из трёхсот возможных очков экипажи не привозили ни одного, то есть штрафом покрывались полностью все триста. В навигации экипаж летит по незнакомому маршруту, получив задание с картой за пять минут до взлёта и должен взлететь с точностью до указанной до секунды, войти вовремя в зону поиска, вовремя оттуда выйти, и вернуться тоже с точностью до секунды, указанной в задании. Если в задании сказано уложиться на маршруте за 30 минут 30 секунд, будь добр выполнить полёт по маршруту именно за это время. За опоздание или преждевременный возврат – тоже штраф. Здесь редко кто набирает 300 очков, но на 52 чемпионате это удалось сделать экипажу Андрея Орехова и Вадима Сазонова, которые часто тренируются в Конаково.

Анатолий Уланов, главный судья 52 чемпионата России по вертолётному спорту.

Это всегда, не только в вертолётном спорте: экипаж, играющий на своём поле, имеет какие-то преимущества. Исключить этот элемент никак нельзя, потому что соревнования проводятся в любом случае в тех местах, где этим видом спорта занимаются, и те экипажи, которые летают на этом аэродроме, принимают участие, естественно, в соревнованиях.

Но знание местности – это не залог успеха. В полёте экипаж должен найти десять целей, которые расставляются судьями, правильно их опознать и нанести на лист отчёта. После прохода последнего поворотного пункта нужно прилететь на аэродром в строго заданное время, после чего выполнить «коробочку», а после неё успеть опустить кеглю в отверстия 40×40 сантиметров. И ещё важно, чтобы экипажи не пользовались никакими средствами навигации, кроме выданной им карты, и не общались друг с другом и тем более с теми, кому вылет по маршруту только предстоит.

Анатолий Уланов, главный судья 52 чемпионата России по вертолётному спорту.

Экипаж должен быть «арестован» до вылета последнего участника. И так все будут ждать. У нас это называется «тюрьмой»: сидят в «тюрьме» и ждут, когда всё закончится. При этом нельзя пользоваться телефонами: телефоны опечатываются, находятся на борту в запечатанном конверте и могут быть вскрыты только в случае чрезвычайной ситуации — вынужденной посадки.

Вообще навигация была запланирована на второй день чемпионата вместе с полётами на точность, а на третий день планировались слалом и развозка грузов, но накануне из-за ливневых осадков с самого начала дня организаторы чемпионата решили провести три коротких по времени упражнения в один день, оставив на третий день только навигацию. И не прогадали.

Ирина Грушина, президент федерации вертолётного спорта

Сегодня начали летать навигацию, и погода внесла свои коррективы. Мы дважды прерывали упражнения, приходилось перелётывать, ждали погоды, в общем намучались все – и экипажи, и судьи сегодня целый день провели в лесах, в полях, и намёрзлись, и намокли конечно. Я не помню вот за крайние лет 5-6-7, чтобы была такая напряжённая работа именно в навигации.

На выполнение навигации одному экипажу требуется 30 минут полётного времени, интервал между экипажами по маршруту – 10 минут, а поскольку в чемпионате был заявлен 31 экипаж, это 6 часов при идеальной погоде, а фактически соревнование началось в 11 утра, а закончились в девятом часу вечера, незадолго до начала сумерек.

Ирина Грушина, президент федерации вертолётного спорта

Причём два экипажа австрийских и украинский экипаж, понимая, что в зачёт важно войти российским экипажам, они просто отказались от полёта, мы бы иначе во время не уложились вообще, в светлое время.

Экипажам, которые отлетали навигацию в числе первых, повезло – они потом весь день были свободны и могли уехать отдыхать с аэродрома. А тем, у кого вылет был уже вечером, пришлось весь день находиться в ожидании и без связи с внешним миром. Нелегко было и тем судьям, которые провели весь день в полях и лесах.

В общем многоборье победителями 52 чемпионата России стал экипаж Максима Сотникова и Олега Пуоджюкоса, второе место у Андрея Орехова и Вадима Сазонова, третье – у Юрия Яблокова и Константина Подойницына. И все остальные места в первой десятке тоже заняли российские экипажи. Из иностранных лучший результат у украинцев у Любови Приходько и Владислава Стависюка. В плане командных результатов этот чемпионат сюрпризов также не принёс – из иностранных экипажей выше всех до 6 места поднялся белорусский, и то благодаря помощи наших экипажей – у белорусов сломался Ми-2 и россияне предоставили им свой вертолёт, чтобы они могли продолжать выступления.

 Николай Родионов, главный тренер сборной России по вертолётному спорту

Какая школа была в Советском Союзе, вот эта школа осталась даже при распаде Советского Союза. Тем более мы с 92 года являемся чемпионами мира, наша сборная команда. Единственное, получился такой результат, что мы в 2002 году в Австрии заняли второе общекомандное место, при этом завоевав почти все медали. Ну бывает такое.

Юрий Филимонюк, пилот аэроклуба им. Гагарина ДОСААФ России

Наша страна сейчас имеет такую федерацию и такую команду, которую обыграть не может никто ближайшие годы. И нам между собой даже соревноваться очень сложно, очень высок уровень спортсменов.

Российский вертолётный спорт по-прежнему остаётся сильнейшим в мире и одним из тех видов спорта, которым Россия может безусловно гордиться и быть примером для других. Например, на этот чемпионат приехала Кристин Лилленг из Норвегии. Несмотря на юный возраст она уже несколько лет работает пилотом R-44 в норвежской национальной вертолётной компании и её налёт свыше 750 часов.

Линда Лилленг, профессиональный пилот Robinson R44, Норвегия

 


Я профессиональный пилот вертолёта, а также состою в норвежской организации АОН, и мы хотим вовлечь Норвегию в вертолётный спорт. Здесь я именно для того чтобы научиться проводить подобные соревнования и надеюсь мне удастся достаточно скоро устроить чемпионат в Норвегии. Вертолётный спорт — это единственный вид авиационного спорта, которого у нас в Норвегии пока нет. Но поскольку я сама вертолётчица то я хочу, чтобы он у нас был. Здесь я просто в качестве наблюдателя: посмотреть и изучить, как тут всё устроено.

 

Наши спецвыпуски, посвящённые 52 чемпионату России, подошли к концу. Смотрите завтра в следующем выпуске соревнования второго этапа Кубка Мира по вертолётному спорту. В студии был Александр Швыдкин, увидимся!